Эксклюзив 9 марта 2023 г. 12:05

Руководитель Восточного МСУТ СКР Алексей Александров:

"Прошедший год, к сожалению, был отмечен небольшим увеличением числа инцидентов с воздушными судами"

"Прошедший год, к сожалению, был отмечен небольшим увеличением числа инцидентов с воздушными судами"
Фото предоставлено пресс-службой Восточного МСУТ СКР

Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте охватывает огромную территорию - от Омской области на западе до Сахалина, Чукотки и Камчатки на Дальнем Востоке. О специфике расследования уголовных дел, связанных с транспортной инфраструктурой столь различных регионов, "Интерфаксу" рассказал руководитель управления Алексей Александров.

- Алексей Анатольевич, Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России отвечает за поистине огромную территорию, если честно, даже не могу припомнить аналогов. Как выстраивается работа с разными регионами?

- Полтора года назад, когда было создано Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России, конечно, были вопросы, связанные с работой в разных часовых поясах, порядком обмена информацией и иными организационными вопросами. Могу сказать, что к настоящему времени выстроена четкая структура управления, хотя, конечно, определенная эволюция продолжается.

К примеру, руководитель отдела криминалистики следственного управления находится в Новосибирске, но отделения криминалистики есть и в Иркутске, и в Хабаровске, где ранее дислоцировались Восточно-Сибирское и Дальневосточное управления на транспорте. Аналогичным образом дело обстоит и с другими подразделениями: контрольно-следственным, кадровым, материально-технического обеспечения и т.д. По сути, каждая из этих площадок автономна.

Конечно, если что-то случилось, доклады в Новосибирск идут круглосуточно, никто не ждет, когда здесь начнется рабочий день, следователи там и следователи здесь, в том числе криминалисты, ориентированы на своевременное и качественное выполнение поставленных перед ними служебных задач.

В связи с тем, что на территории оперативного обслуживания следственного управления проходят 6 часовых поясов, работу в Новосибирске мы строим, исходя из здравого смысла: утром начинаем работу с Дальним Востоком, а затем продолжаем с Восточной и Западной Сибирью, поскольку, когда у нас обед, на Камчатке уже вечер. Можем, конечно, беспокоить наших сотрудников по рабочим вопросам и в другое время, но это скорее исключения.

- Есть ли различия в специфике расследования преступлений, совершенных в транспортной инфраструктуре, в Сибири и на Дальнем Востоке?

- Есть специфика географическая, связанная с особенностями экономики региона. Например, в Томской, Иркутской областях и Красноярском крае значительные площади леса, соответственно, мы можем прогнозировать, что здесь будет совершено большое количество преступлений в сфере лесопользования.

На Дальнем Востоке выявляется значительно больше, чем на территории всей Западной и Восточной Сибири, преступлений в сфере незаконного оборота водно-биологических ресурсов, которыми богаты континентальный шельф Тихого океана и Японское море, а также выявляются преступления, связанные с незаконным выловом осетровых рыб в реке Амур.

Кроме того, развитое речное и морское судоходство на Дальнем Востоке сопряжено с большим числом происшествий, связанных с эксплуатацией судов, преступлений в сфере нарушений требований охраны труда, что зачастую влечет за собой последствия в виде гибели людей.

В регионах, где развито авиасообщение, в том числе туристической направленности, соответственно, происходит большее количество авиапроисшествий, которые приводят к человеческим жертвам.

- Преступность в сфере незаконного оборота биоресурсов и контрабанды леса стала более организованной или менее за последнее время?

- Скажем так, на территории Восточной Сибири и отчасти Дальнего Востока, как правило, это организованные формы с участием иностранных граждан. По Томской области у нас в числе обвиняемых тоже был гражданин иностранного государства, но по другим уголовным делам в Западной Сибири к ответственности привлекались местные жители.

Например, Забайкальским следственным отделом на транспорте в 2022 году окончено расследование уголовного дела, с которым соединено 20 уголовных дел, возбужденных в отношении семи лиц, в том числе двух граждан КНР, по факту контрабанды стратегически важных ресурсов в крупном размере (пиломатериалов) общей стоимостью более 407 млн рублей, легализации денежных средств, полученных в результате совершения ими преступлений преступным сообществом. Уголовное дело направлено в суд.

Именно в Томской области нам удалось проследить всю цепочку контрабанды от незаконных порубок до пересечения таможенной границы лесоматериалов, а также установить участие должностных лиц лесничеств. Первым отделом по расследованию особо важных дел завершено расследование этого уголовного дела, с которым соединено 17 уголовных дел, возбужденных в отношении шести лиц по факту незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза стратегически важных товаров – лесоматериалов в составе организованной преступной группы в крупном размере.

В ходе следствия установлено, что в 2018-2019 годах обвиняемые совершали эти преступления в Томской области, а лесоматериалы незаконно вывозили в Республику Узбекистан. Ущерб составил не менее 440 млн рублей. На имущество обвиняемых судом был наложен арест на общую сумму свыше 33 млн рублей. Уголовное дело направлено в суд.

В целом стоит отметить, что в 2022 году наблюдается снижение количества расследованных уголовных дел по указанной категории преступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти на треть - на 31,82%.

- Как в целом оцениваете минувший год в плане авиапроисшествий? Есть ли еще резонансные дела, расследование которых завершается или уже завершено?

- Прошедший год, к сожалению, был отмечен небольшим увеличением числа инцидентов с воздушными судами.

Хотелось бы отметить работу следователей и криминалистов управления, которыми при расследовании авиационной катастрофы самолета Ан-30, произошедшей 22 июня 2022 года в Республике Саха (Якутия), благодаря эффективному взаимодействию в рамках оперативного штаба, при своевременно проведенных первоначальных неотложных следственных действиях и поисково-спасательных мероприятиях было установлено местонахождение разрушенного воздушного судна, все члены экипажа найдены живыми, трое получили травмы различной степени тяжести.

Аналогичным образом сотрудниками управления была организована работа по факту авиационного крушения 29 июня 2022 года вертолета МИ-8 МТВ-1 тоже в Республике Саха (Якутия). На борту вертолета находились три члена экипажа и 20 сотрудников авиалесоохраны. В результате работы оперативного штаба и производства поисковых мероприятий следователями-криминалистами в суточный срок воздушное судно было найдено, пострадавшие сотрудники авиалесохраны эвакуированы в больницы.

Расследование уголовных дел, возбужденных по фактам этих авиаинцидентов, в настоящее время продолжается.

Следователями направлено в суд уголовное дело по факту авиационной катастрофы, произошедшей 19 июля 2020 года с воздушным судном Ан-2 в Республики Бурятия, в результате которой погибли четыре члена экипажа.

Также следователями следственного управления было направлено в суд уголовное дело по факту жесткой посадки вертолета МИ-8АМТ, произошедшей 11 ноября 2021 года в районе поселка Светлогорск Туруханского района Красноярского края, в результате которой был причинен ущерб на сумму более 3,5 млн рублей. В настоящее время командиру воздушного судна, допустившему жесткую посадку, назначено наказание в виде штрафа.

- Завершено ли расследование уголовного дела по факту крушения самолета Су-30 в Иркутске? К каким выводам о причинах происшедшего пришли эксперты?

- В настоящее время расследование данной авиационной катастрофы не завершено, следователями управления устанавливаются причины произошедшей трагедии. Следствием в настоящее время проведено более сотни различных следственных и иных процессуальных действий, назначено несколько десятков судебных экспертиз, досконально и поминутно восстановлены события того злополучного дня.

Указанная катастрофа с воздушным судном СУ-30СМ2 сама по себе неординарна, ранее аналогичных фактов с данным типом воздушных судов не происходило вовсе, но могу вас заверить, что расследованием занимаются наиболее опытные следователи и криминалисты управления. Обвинение пока никому не предъявлено, устанавливаются все причинно-следственные связи, которые привели к авиакатастрофе.

- Какова ситуация с обеспечением безопасности на других видах транспорта - железнодорожном и водном? Растет ли число происшествий, возбужденных и расследуемых уголовных дел?

- Ситуация на объектах железнодорожного и водного транспорта остается на уровне 2021 года, уровень происшествий находится под контролем, в том числе благодаря качественной и эффективной профилактической работе, проводимой также и сотрудниками управления.

Положительными примерами работы следователей можно признать направление в суд для рассмотрения по существу уголовного дела по факту столкновения груженных барж с опорой строящегося моста в Красноярском крае, в результате чего был причинен ущерб на сумму более 37 млн рублей. Это происшествие существенно влияло на безопасность эксплуатации моста. Следователями с участием профильных специалистов были организованы и проведены сложные следственные и иные процессуальные действия, назначены необходимые судебные экспертизы, благодаря чему в кратчайшие сроки были получены доказательства о причастности капитана судна к инкриминируемому преступлению, вина его была доказана, а причиненный ущерб был возмещен в полном объеме.

Также в настоящее время следователями управления продолжается расследование уголовного дела по факту схода подвижного состава из 24 вагонов в Красноярском крае, в результате которого собственникам был причинен ущерб в сумме более 62 млн рублей. За несколько суток благодаря совместной работе следователей, членов рабочего штаба ОАО "РЖД" и надзорных органов была достоверно установлена причина происшедшего события, приняты меры для недопущения аналогичных фактов впредь путем направления соответствующих документов в структурные подразделения ОАО "РЖД".

- Нет ли у Вас опасения, что из-за ограничений, вызванных санкциями, в том числе в сфере транспорта, может снизиться уровень безопасности? Например, обращает на себя внимание участившиеся задержки авиарейсов, часть которых связана и с техническими причинами. Зафиксированы ли попытки использования контрафактных авиадеталей?

- Контроль безопасности внутренних полетов в сложившейся обстановке является достаточно актуальным вопросом и находится на контроле в профильных комитетах и ведомствах. Мы в свою очередь не оставляем без внимания данные факты, находимся в постоянном взаимодействии с надзорными органами.

На данный момент случаев использования контрафактных авиадеталей на воздушных судах, эксплуатируемых на территории обслуживания управления, зафиксировано не было. До настоящего времени авиакомпании находят способы качественно и своевременно обслуживать весь имеющийся парк авиационной техники, благодаря чему безопасность эксплуатации воздушных судов поддерживается на уровне прошлых лет.

- Какие результаты достигнуты в расследовании коррупционных преступлений? Есть ли в этой сфере различия между Западной Сибирью и Дальним Востоком?

- Расследование коррупционных преступлений является одним из приоритетных направлений в деятельности Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России. Основные наши усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении коррупционных преступлений, привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений коррупционной направленности, установлении и устранении их причин и условий, возмещении причиненного преступлениями вреда.

В 2022 году в следственное управление поступило 728 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, что на 16,67% больше чем годом ранее, возбуждено 289 уголовных дел. Средняя сумма взятки составила 500-700 тыс. рублей, но выявлялись факты получения взяток в сумме до 16 млн рублей.

Например, Красноярский следственный отдел на транспорте завершил расследование уголовного дела по обвинению гендиректора АО "Трансэлектромонтаж" в совершении коммерческого подкупа на сумму 5 млн рублей, которые он получил от генерального директора ООО "Стройсоюз" за привлечение в качестве субподрядчика, последующего заключения с ним договоров и принятия выполненных работ по указанным договорам без замечаний. В ходе следствия на имущество обвиняемого наложен арест на сумму более 22 млн рублей. В настоящее время по уголовному делу вынесен обвинительный приговор, фигурант осужден на 3,5 года лишения свободы со штрафом в размере 9 млн рублей.

Восточно-Байкальским следственным отделом на транспорте завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего начальника Северобайкальской дистанции сигнализации – структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги, который признан виновным в совершении десяти эпизодов мошенничества, двух эпизодов злоупотребления должностными полномочиями и девяти эпизодов получения взяток. Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы со штрафом в размере 60 млн рублей и лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на срок 15 лет.

Могу отметить, что преступления коррупционной направленности, совершенные в разных регионах обслуживаемой территории следственного управления, кардинально не отличаются, разве что размером взяток: в Западно-Сибирском регионе размер взяток на порядок выше, чем в Дальневосточном регионе. Самая крупная взятка по расследованным преступлениям составила более 16 млн рублей, уголовное дело расследуется следователями Западно-Сибирского региона.

В Восточно-Сибирском регионе большинство преступлений коррупционной направленности совершаются в сферах национальных программ по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, поскольку продолжается строительство и реконструкция Восточного полигона ОАО "РЖД".

Например, в 2022 году завершено расследование уголовного дела в отношении начальника Северобайкальской дистанции сигнализации структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги по 30 фактам его преступной деятельности, а именно получении взяток за оказание содействия в пользу подрядных организаций, а также получение взяток путем вымогательства со своих подчиненных за общее покровительство по работе. Сумма взяток составила от 76 тыс. руб. до 1 млн руб. На имущество обвиняемого наложен арест на сумму более 5 млн руб. Уголовное дело направлено в суд.

Завершено расследование по уголовному делу по обвинению начальника службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО "РЖД" в получении от директора ООО взятки в общей сумме более 6 млн руб. за ускорение проведения текущих отцепочных ремонтов грузовых вагонов. На имущество обвиняемого наложен арест на сумму более 9 млн рублей. Уголовное дело направлено в суд.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще